Торговля аккаунтами в играх и социальных сетях: как на это смотрит закон
Редакция AIN.UA попросила старшего юриста и руководителя практики интеллектуальной собственности AstapovLawyers Иллариона Томарова объяснить пользователям, что с точки зрения украинского права происходит, когда вы пытаетесь купить или продать аккаунт в компьютерной игре, социальной сети или в онлайн-аукционе. А также — какие законодательные последствия и ответственность могут для вас при этом возникнуть.
Как проиcходит продажа аккаунтов в играх, сетях и аукционах
Если вы поищете в интернете слова «продам аккаунт», то вам предложат купить бесконечное количество аккаунтов игроков в компьютерных играх (чаще всего это WoT). Цена некоторых «прокачанных» аккаунтов достигает десятков тысяч гривен. Существуют сайты и форумы, которые специализируются на покупке-продаже аккаунтов, посредничестве и гарантиях в таких сделках.
В интернете можно купить аккаунты в социальных сетях «ВКонтакте», Instagram, Twitter и Facebook. Чаще всего их продают пакетами, и с учетом информационной войны на данный момент это очень неплохой товар — сами продавцы пишут, что спрос и цены в последнее время выросли. Значительно реже покупают один отдельный аккаунт, который, к примеру, имеет несколько десятков тысяч активных читателей.
У каждого покупателя такого товара есть своя цель: либо мгновенно получить возможность воевать с соперниками в компьютерной игре, или получить определенную аудиторию, чтобы предлагать свои товары/услуги/идеи, или получить возможность обманывать пользователей онлайн-аукционов, предлагая хороший лот по низкой цене, а после получения денег исчезать бесследно.
Ценность аккаунта определяется по разным критериям — в зависимости от системы, в которой он существует. Если это компьютерная игра, то чем больше рейтинга, оружия или навыков имеет герой, тем дороже аккаунт игрока. Если речь идет об аккаунте продавца онлайн-аукциона — цена зависит от репутации лица, то есть, истории успешно завершенных сделок и позитивных отзывов покупателей.
Что юридически означает покупка или продажа аккаунта?
С бытовой точки зрения, покупка аккаунта — это передача (сообщение) логина и пароля (или другой информации, по которой идентифицируется владелец аккаунта в той или иной системе) от продавца покупателю, чтобы покупатель мог полностью управлять аккаунтом, включая изменение логина и пароля.
С юридической точки зрения все сложнее. Сначала попробуем применить нормы о покупке/продаже товаров к сделкам с аккаунтом. Очевидно, логин и пароль являются информацией, набором символов, а не вещью, поэтому остаются имущественные права, как предмет договора. Но такой подход нам не поможет, ведь нормы Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ) о покупке-продаже касаются именно вещей как предметов материального мира.
Посмотрим, в каких правовых отношениях возникает аккаунт. Очевидно, что при регистрации в социальной сети, форуме, компьютерной игре или аукционе вы как пользователь заключаете договор с компанией, которое предоставляет услуги в рамках того или иного сервиса. Собственно, аккаунт — это условие доступа к самой услуге: общению, игре или размещению предложений о покупке товаров. Аккаунт возникает в рамках обязательственных правоотношений с провайдером услуг.
Подчеркнем важное обстоятельство — компания, которая предоставляет услуги в сети, идентифицирует пользователей именно при помощи логина, а не настоящего имени человека, которое указано в паспорте. Суды Украины неоднократно подтверждают, что в социальных сетях может зарегистрироваться любое лицо под любым именем, так что создать и поддерживать страницу человека в социальных сетях, в том числе путем размещения информации и фото, может любое лицо.
Другой способ объяснить природу продажи аккаунта — замена стороны договорных отношений путем уступки права требования. Это означает, что лицо, создавшее аккаунт, имеет право требования по отношению к лицу, которое предоставляет услугу (сервис). Далее путем передачи (сообщения) другому лицу логина и пароля, отказа от дальнейшего пользования услугой под этим аккаунтом, уступает это право покупателю.
Последний фактически становится новым пользователем, хотя для стороны, которая предоставляет услугу (сервис), формально пользователь не поменялся, пока действует тот же логин — имя аккаунта.
Такое объяснение имеет право на существование, если бы не одно обстоятельство — большинство сервисов в разделе «Правила использования», которые являются неотъемлемой частью договора с пользователем, прямо запрещают сообщать другим лицам свой логин и пароль к аккаунту. При таком условии договор купли-продажи вообще является недействительным, ведь стороны согласовали запрет уступки права требования по договору.
Собственно, можно пофантазировать и предложить еще несколько идей, которые бы объяснили природу такой сделки: аренда права пользования аккаунтом и всеми его возможностями (формально ГКУ позволяет это – ч.2. ст. 760); услуга по предоставлению временного доступа к чужому аккаунту.
Существует ли возможность распорядиться правом пользования аккаунтом или же оно не подлежит передаче третьим лицам? На наш взгляд, ответ на этот вопрос имеет значение в двух ситуациях:
1. Кто будет отвечать за действия, осуществленные из аккаунта — новый владелец или старый?
2. Может ли лицо, заплатившее за чужой аккаунт, но не получившее логин и пароль для доступа, обратиться в суд, чтобы взыскать убытки с продавца или заставить его выполнить обязательство в натуре. Подлежит ли это право судебной защите?
На наш взгляд, критерием для признания такого права и его защиты должно быть соответствие поведения сторон общим требованиям к осуществлению субъективных граджанских прав и действительности сделок. Например, если аккаунт покупается с целью использования чужой репутации и эксплуатации доверия потребителей к определенному продавцу, то это — злоупотребление правом. Если же речь идет об аккаунте в компьютерной игре, тут вряд ли возможны злоупотребления.
Какими будут судебные последствия, если аккаунт купили с целью нарушить закон
Если чужой аккаунт использован для того, чтобы причинить вред третьему лицу — публикация недостоверной информации и т.д., тогда, если суд откажется признать нового владельца аккаунта (с которого осуществлены действия, причинившие убытки), это не должно стать основанием для освобождения правонарушителя от ответственности.
Суд должен возложить возмещение ущерба на лицо, которое этот ущерб причинило (ст. 1166 ГКУ), тогда как первичный владелец аккаунта (человек, который изначально его зарегистрировал), по крайней мере, непосредственно непричастен к размещению недостоверной информации, то есть, не совершил действия, причинившие вред. Это правильно до тех пор, пока использование аккаунта не отнесут к источникам повышенной опасности, когда за ущерб отвечает именно владелец такого источника.
Когда покупателя аккаунта обвинят в причинении вреда, он, чтобы избежать ответственности, очевидно откажется от покупки и будет указывать, что аккаунт принадлежит первичному владельцу, который и должен отвечать за информацию, распространенную с этого аккаунта.
Подлежит ли судебной защите право лица заставить продавца аккаунта выполнить обязательство в натуре — передать логин и пароль к аккаунту? Мы считаем, что при условии предоставления надлежащих доказательств заключения такой сделки суд не должен отказать лицу в защите. Конечно, если условия пользования сервисом запрещают передачу логина и пароля от своего аккаунта третьим лицам, суд может признать такую сделку недействительной.
Часто целью покупки логина и пароля к чужому аккаунту является совершение преступных действий.
В апреле 2014 года приговором по уголовному делу суд установил, что лицо, действующее через аккаунт на сайте известного онлайн-аукциона, размещало объявления о продаже товаров по явно заниженной цене. После получения предоплаты от покупателей мошенник не отправлял товар и не возвращал деньги. После жалоб обманутых покупателей в службу безопасности онлайн-аукциона аккаунт преступника был заблокирован, но он купил в интернете логин и пароль еще к нескольким аккаунтам, которые принадлежат третьим лицам.
Эта сделка не была бы законной, потому что их продали не собственники аккаунтов, а другое лицо без их согласия. После этого преступник повторил свою схему, размещая объявления от имени людей, доступ к аккаунтам которых он купил. Служба безопасности не могла его быстро заблокировать, ведь формально товар продавал пользователь, аккаунт которого имел хорошую репутацию и надежную историю.
Кроме покупки чужого аккаунта возможны сделки типа передачи аккаунта в пользование. Так в деле о защите чести, достоинства и деловой репутации оказалось, что информация об истце распространена следующим образом: первое лицо предоставило второму свой аккаунт — личную страницу на форуме, а второе лицо, авторизировавшись под аккаунтом первого на форуме, распространило определенную информацию об истце.
Рынок аккаунтов существует при отсутствии гражданско-правового регулирования и на данный момент не набрал в Украине таких оборотов, которые бы повлияли на появление правоприменительной практики.
Илларион Томаров,
старший юрист, руководитель практики интеллектуальной собственности в AstapovLawyers
Источник публикации: http://ain.ua/2015/02/21/565554
Навігація
Попередня публікація: ← Умова про ексклюзивність: договірна, антимонопольна та судова практика