Оговорка об аморальном поведении в рекламных контрактах
Несколько некорректных шуток в видеоблоге PewDiePie (№1 в мире – 102 млн подписчиков) стали причиной досрочного расторжения рекламных контрактов с крупными брендами. После этого случая рекламные сделки со звездами YouTube или Instagram содержат «morality clause»: блогер должен удалить контент в течение 12 часов, если рекламодатель сочтет его неэтичным или порочащим репутацию бренда.
Еще один пример – в декабре 2017 г. Netflix отказал Кевину Спейси в съемках очередного сезона «House of Cards» из-за подозрений в сексуальных домогательствах. Хотя в его контракте оговорка отсутствовала, компания сослалась на широкую формулировку «sexual harassment policy». Фильм «Все деньги мира» срочно пересняли с другим актером в той же роли. В июле 2019 г. появилась информация, что все обвинения с актера прокуратура сняла.
Оговорка об аморальном поведении (также известная как «bad boy/girl» clause) – право в одностороннем порядке досрочно расторгнуть договор или применить денежные санкции против другой стороны, если она совершила предосудительное поведение или поведение, которое может негативно повлиять на публичный имидж первой стороны.
Сфера применения «morality clause»: от рекламных контрактов со знаменитостями и спортсменами, съемочных договоров с актерами до трудовых контрактов с топ менеджерами.
Кто заставил юристов «изобрести» оговорку об аморальном поведении?
25-летний актер немого кино Roscoe Arbuckle был звездой Paramount Pictures. В 1921 году, после вечеринки, его арестовали и обвинили в убийстве актрисы в Сан-Франциско. СМИ детально освещали расследование, а кассовые сборы фильмов с участием актера существенно уменьшились. После этого киностудии начали добавлять в договора «morality clause».
На пике выявления симпатизирующих коммунизму деятелей искусства в 1950-х годах ряд киностудий расторгли контракты с авторами (Twentieth Century-Fox Film Corp. v. Lardner 1954) ссылаясь на оговорку об аморальном поведении. Иногда суды занимали сторону сценариста, а иногда – кинокомпании.
Когда Чарли Шина уволили за насмешки над режиссёром сериала «Два с половиной человека», он подал иск требуя 100 млн дол неполученного дохода. Оказалось, что формулировка далека от пуленепробиваемой, потому продюсер мирно с ним договорился.
Вот пример оговорки между знаменитостью и брендом, чей товар она будет рекламировать:
The Company shall be entitled to terminate this agreement if the Celebrity has committed a crime or has become involved in any situation or activity (including use with illegal or illicit drugs) which tends in the reasonable opinion of the Company to expose the Company to disrepute, contempt, scandal or ridicule, or would tend to shock, insult or offend the public, or reflects unfavorably on the Company’s reputation or products or if any act or conduct of the Celebrity shall prejudice the production or successful sales of the Endorsed Product.
В этой публикации можно найти примеры «morality clause» для самых разных участников и активностей. Иногда там перечисляются главные грехи, за которые следует расторжение (например, совершение преступления). Чаще наоборот – широкие описательные формулировки, под которые можно подогнать разную негативную информацию.
Издательство Penguin Random House имеет право уволить автора, чье «past or future conduct [is] inconsistent with the author’s reputation at the time this agreement is executed». Согласитесь, весьма обширный объем слухов может стать причиной увольнения.
Важно определить последствия применения оговорки. Например, в контракте с Харви Вайнштейном за нарушение «bad boy» clause он должен заплатить штраф и возместить компании все расходы, вызванные негативной информацией.
Обратите внимание на порядок применения: кто решает, насколько та или иная новость угрожает репутации бренда? Даже если право расторгнуть контракт безоговорочное, юристы рекомендуют использовать arbitration with independent third-party review для определения убытков и других компенсационных выплат.
Еще одна киношная фишка: актеры редко заключают контракт напрямую со студиями. Чаще всего от имени актера выступает loan-out company, потому условия сделки касаются компании, а не физического лица (если только актер не подписал отдельное согласие).
В ответ знаменитости придумали «Reverse-Morals Clause». Представляете, если спонсор обанкротился или вскрылись мошеннические схемы топ-менеджмента компании. Сотни тысяч обманутых пользователей сети начнут писать гневные комментарии, обвиняя в т.ч. и видеоблогера, который хвалил компанию или знаменитость, которая снялась в рекламе товаров.
При наличии обратной оговорки блогер может запретить использовать его имя вместе с брендом или компанией (отозвать рекламу), не возвращать предоплату и т.д.
Как применить в Украине такую оговорку?
Чаще всего эту оговорку можно встретить в контрактах с участниками телевизионных шоу и рекламных договорах между селебрити и брендами. Судебных споров о её применении в нашем реестре я не находил.
Технически наш ГКУ в ч. 2 ст. 212 разрешает «скасувальну обставину» — стороны сделки могут предусмотреть прекращение прав и обязанностей при наступлении обстоятельства, о котором неизвестно наступит оно или нет.
Если речь идет о словах и поступках, которые человек совершит во время действия контракта, применения отменительного условия допустимо. Помним, что наступление этого условия зависит от одной из сторон сделки. Эта ситуация называется потестативным условием и не имеет однозначного одобрения в судебной практике (почитать о них можно в статье А.Г. Карапетова).
Урок от Вайнштейна: в шкафу знаменитости могут лежать скелеты, способные мгновенно разрушить карьеру и репутацию. Если человек знает, что некая негативная информация о нем может быть предана огласке и станет основанием для применения оговорки, следует обозначить это заверении об обстоятельствах. Последствием нарушения такой гарантии будет досрочное расторжение и выплата штрафа.
Почитать на новогодних праздниках:
Базовая статья 2005 г. от Noah B. Kressler Using The Morals Clause in Talent Agreements: A Historical, Legal and Practical Guide.
Статья 2010 г. о The Reverse-Morals Clause: The Unique Way To Save Talent’s Reputation and Money
Отличный обзор от CAROLINE EPSTEIN 2015 г. MORALS CLAUSES: PAST, PRESENT AND FUTURE из которой вы узнаете, что есть еще и подразумеваемые оговорки (Implied Morals Clauses) и статья 2017 г. The Need for Strict Morality Clauses in Endorsement Contracts
Если пост понравился – делитесь и подписывайтесь.
Навігація
Попередня публікація: ← debranding та rebranding оригінальних товарів як порушення ТМ
Наступна публікація: Зачем разрешение автора книги на сьёмки фильма? →