«К черту Шевченко»: общественный порядок и признанные нормы морали в европейской практике
В 2015 г. кинокомпания Constantin Film Produktion подала в EUIPO заявку на регистрацию знака, повторяющего название комедии «Fack Ju Göhte». EUIPO, а потом и Европейский суд общей юрисдикции отказали в регистрации на основании нарушения «признанных норм морали» (ст. 7(1)(b) Регламента 207/2009). В апелляции Суд ЕС не согласился с решением первой инстанции и вернул заявку на повторное рассмотрение. В конце февраля 2020 г. Суд ЕС обнародовал решение по делу о регистрации знака «Fack Ju Göhte» (C-240/18 P).
Суд ЕС рассмотрел всего 7 дел, где затрагивается интерпретация понятий «общественный порядок» и «признанные нормы морали». В деле T-526/09 Суд разъяснил, что круг лиц, который необходимо учитывать при анализе, включает не только прямых потребителей заявленных товаров и услуг, но и тех лиц, которые могут случайно столкнуться со знаком в повседневной жизни. Знак необходимо анализировать с т.з. рассудительного потребителя со средним порогом толерантности или чувствительности.
В деле «Fack Ju Göhte» Суд впервые рассмотрел толкование именно «признанных норм морали», подтвердив, что противоречие «общественному порядку» и «признанным нормам морали» — отдельные обстоятельства.
Суд разъяснил, что «признанные нормы морали» — это фундаментальные моральные ценности и стандарты, которых придерживается общество в данный момент. Они способны меняться со временем и должны определяться в соответствии с социальным консенсусом, сложившимся в этом обществе на момент оценки (п. 39). Необходимо учитывать законодательные акты, административную практику, общественное мнение, восприятие данного или похожих знаков в прошлом, а также любые релевантные для оценки факторы (п. 42). Нельзя ограничиваться абстрактной оценкой знака: нужно установить, что использование знака в конкретном социальном контексте действительно будет воспринято потребителями, как противоречащее фундаментальным моральным ценностям и стандартам (п. 43).
Общеевропейских дел по этому абсолютному основанию крайне мало. Суды и ведомства ссылаются одновременно на противоречие и общественному порядку, и нормам морали, не различая их. Предлагаем обзор самых интересных решений национальных ведомств и судов ЕС, а также решений EUIPO.
Религия
В 2018 г. испанское ведомство получило заявку на регистрацию словесного знака «Somos Díos, la asombrosa evolución de la especie humana» (исп. «Мы — Бог, невероятная эволюция человеческого рода») для электронных и печатных публикаций. Эксперт посчитал, что знак оскорбляет религиозные чувства широкого круга лиц. Заявитель подал апелляцию, опираясь на то, что выражение «невероятная эволюция» имеет позитивную коннотацию, а сам знак не отсылает ни к какой конкретной религии. Заявитель также настоял на светской модели испанского государства.
Апелляционная палата знак зарегистрировала, исходя из следующих аргументов. Во-первых, к любому исключению необходимо применять ограничительное толкование. Во-вторых, если нанести знак на электронную или печатную публикацию, такое использование не нарушит основополагающие устои испанского общества, не оскорбит и не обидит. Потребитель совершает осознанное решение приобрести товар, а значит, знак не оскорбит его убеждения. Отсутствие негативной коннотации значит, что знак не оскорбит и других людей, которые не являются потребителями такой продукции.
Наркотические средства
Французское ведомство отказало в регистрации знаку «CANNABICURA», заявленному для косметических и парфюмерных товаров. Ведомство указало на то, что знак отсылает потребителя к слову «cannabis» (франц. «конопля»), а применение такого знака для товаров широкого потребления может привести потребителя к мысли, что использование наркотических субстанций имеет позитивный эффект.
В 2019 г. заявитель из Германии подал в EUIPO заявку на регистрацию словесного знака “Heroine” (нем. «героиня») для товаров из 9, 16, 18, 25 и услуг 35 класса. Ведомство отказало на основании противоречия знака общественному порядку и принятым нормам морали. Эксперт провел параллель между знаком и тем, что во французском и голландском языках слово «Heroine» означает «героин». Использование этого знака на чехлах для телефонов, рюкзаках, одежде (товарах, которые часто покупают дети) может привести покупателей к мысли, что «героин» является социально приемлемым. Заявитель возразил, что знак необходимо воспринимать как «героиня», но это не повлияло на окончательное решение об отказе.
Обсценная лексика, включая слова с сексуальной коннотацией
Апелляционная палата чешского ведомства отказала в регистрации комбинированному знаку «Bitch2Bitch (B2B)». Заявка была подана на товары и услуги 25, 35, 41 и 44 классов, включая нижнее белье, услуги модельного агентства и услуги массажа. Ведомство ссылалось на то, что знак состоит из выражения, которое недостойно правовой охраны из-за своей вульгарности. Заявитель подал апелляцию, ссылаясь на то, что в знаке доминирует элемент «B2B», а потребитель воспринимает его как отсылку к модели B2B, бизнес для бизнеса. Апелляционная палата отказала после лингвистического анализа выражения «Bitch» (англ. «сука»), ведь чешский потребитель знаком со значением этого слова.
Расизм и мачизм
В 2018 г. испанское ведомство получило заявку на регистрацию комбинированного обозначения «Mujer tenía que ser» (исп. «Ну потому что женщина»). Это выражение используется в некоторых слоях испанского общества, чтобы подчеркнуть, что определенную ошибку могла совершить только женщина. Заявка была подана для радио- и телепередач; трансляции и производства телепередач. Заявителю отказали в связи с противоречием признанным нормам морали, поскольку знак включает «унижающий элемент, даже если такой элемент распространен в повседневной речи».
Заявитель основывал апелляцию на том факте, что знак используется для телепередачи, где обсуждаются вопросы гендерного равенства, а доминирующий элемент знака – слово «женщина», что меняет общий смысл знака с негативного на позитивный.
Апелляция зарегистрировала знак, отметив, что следует учитывать конкретную ситуацию, знак и заявленные услуги, восприятие потребителем. Доминирующий элемент «женщина», контекст и сфера использования знака показывают, что большинство потребителей не воспринимает его как оскорбительный, противоречащий общественному порядку или принципам морали. Напротив, знак несет позитивный смысл о ценности женщины в испанском обществе.
Немецкое ведомство отказало в регистрации знаку «Rent a Jew» (англ. «арендуй еврея») для услуг 41 класса (образовательные услуги в сфере религии). Заявитель, ассоциация по борьбе с антисемитизмом в немецком обществе, предоставляет возможность пригласить членов ассоциации на любое мероприятие, чтобы его участники смогли ближе познакомиться с еврейской культурой. Ведомство рассмотрело заявку в контексте заявленной услуги, а не конкретного ее применения. Отказ обоснован противоречием общественному порядку и признанным нормам морали.
EUIPO отказали в регистрации комбинированному обозначению, включающему надпись “Casa do Preto” (порт. «Дом черного») и изображение черного слуги. Заявка была подана для классов 30 и 43, включая ресторанные услуги и услуги по предоставлению временного жилья. Офис посчитал, что знак противоречит общественному порядку и признанным нормам морали, поскольку включает не только выражение «черный», которое является предвзятым и дискриминационным выражением по отношению к лицу, имеющего кожу темного цвета, но содержит карикатуру на чернокожего в явно рабской позе, что усиливает оскорбительный характер рассматриваемого знака в целом.
Терроризм
Вскоре после нападения на редакцию Charlie Hebdo, EUIPO сделали заявление касательно возможных заявок на регистрацию знака «Je suis Charlie» (франц. «Я – Шарли», название массовых акций в поддержку журнала). Любая заявка, состоящая из или включающая такое выражение скорее всего противоречит общественному порядку, признанным нормам морали и не имеет различительной способности.
В 2019 г. апелляционная палата EUIPO отказала в регистрации словесному знаку «novichok», заявленному для алкогольных напитков, на основании противоречия знака общественному порядку и признанным нормам морали. Знак может быть воспринят как отсылка к яду, использованному во время отравления в Солсбери, или же как отсылка к жертвам этого отравления.
Заявитель обжаловал отказ, указав, что противоречие принятым нормам морали имеет место в ограниченном количестве случаев, а именно, в случаях чрезмерно оскорбительных, дискриминирующих или отвратительных по своей природе знаков. В случае со знаком «novichok» могут возникать вопросы к безвкусности его использования, но это не является основанием для отказа. Заявитель сослался на зарегистрированные европейские марки со словом «Polonium», а также регистрацию знака «novichok» в некоторых странах ЕС. Апелляционная палата указала, что использование знака на напитках может восприниматься как аллюзия на жертв отравления. Если потребитель столкнется со знаком в супермаркете, это может оскорбить его, спровоцировать панику или страх.
EUIPO отказали в регистрации словесному знаку «MH17» как противоречащему признанным нормам морали. В возражении заявитель указал на наличие 23 европейских товарных знаков, которые включают элемент «Титаник», посчитав такой подход к своей заявке дискриминацией. Ведомство указало, что два случая несопоставимы: британский корабль утонул более 100 лет назад и маловероятно полагать, что остались в живых люди, прямо пострадавшие от этой катастрофы. Знаки, со словом «Титаник» не затронут чувствительность европейских потребителей. В заявке «MH17» используется название разбившегося самолета, чья катастрофа привела к страху и панике, а заявка подана непосредственно в день аварии.
Политические соображения
Вскоре после проведения референдума по Брекситу, EUIPO получили заявку на регистрацию комбинированного знака «Brexit» для класса 32 (энергетические напитки с кофеином, пиво). Знаку отказали из-за противоречия общественному порядку и признанным нормам морали и отсутствия различительной способности. По мнению эксперта, граждане ЕС будут глубоко оскорблены при виде такого знака на энергетических напитках. Слово «Брексит» вошло в обиход и не воспринимается потребителями как указание коммерческого происхождения.
Апелляционная палата EUIPO указала, что «Брексит» не имеет никаких моральных коннотаций, ни позитивных, ни негативных: того факта, что связанное с ним политическое событие расстраивает определенный круг лиц, недостаточно для применения этого основания. Финальный отказ основывался только на отсутствии различительной способности.
В 2014 г. во Франции разгорелся политический скандал: бывшая жена президента Олланда опубликовала воспоминания об их отношениях, где рассказала, что президент ненавидит бедняков, в частных разговорах называя их «sans-dents» (франц. «беззубый», уничижительно для бедных или пожилых людей). Книга стала ударом по репутации президента-социалиста и вызвала негодование среди протестующих, назвавших свое движение «Les Sans-Dents». Апелляционный суд Парижа рассмотрел иск против отказа французского ведомства зарегистрировать «Les Sans-Dents» как товарный знак. Заявка, поданная через 4 дня после выхода книги, включала классы 16, 28, 38 и 41. Отказ основан на противоречии общественному порядку.
Заявитель аргументировала иск тем, что с момента публикации книги выражение «Les sans dents» широко использовалось в СМИ, но не привело к беспорядкам, и сам президент известен любовью к юмору. Суд указал, что «общественный порядок» предполагает охрану государства и его институций, соблюдение уголовных законов, в т.ч. тех, что наказывают за посягательство на честь и достоинство личности, за проявление дискриминации. Учитывая, что заявку подали сразу после выхода книги, в условиях общественного возмущения выражением «sans-dents», знак не выполняет основную функцию – указывать на происхождение товаров и услуг. По мнению суда, знак призывает нарушать устои, необходимые для функционирования общества.
А как, по вашему мнению, Укрпатент отнесся бы к заявке на ТМ «Нахрен Шевченко» (и да, мы побоялись вынести этот вопрос в заголовок)?
Если обзор понравился — поделитесь и подписывайтесь.
Навігація
Попередня публікація: ← Стандарт доказування «prima facie» для забезпечення позову
Наступна публікація: Можно ли свободно встраивать фото из Instagram на ваш сайт? →