Может ли Джейн Биркин отменить ТМ Birkin и запретить использовать свое имя на сумках Hermès?
Вчера Джейн Биркин опубликовала заявление, в котором попросила Hermès Group не использовать обозначение Birkin на сумках, носящих ее имя, которые изготовлены из крокодиловой кожи.
Это ситуация порождает два вопроса с т.з. интеллектуальных прав: может ли влиять человек на коммерческое использование его имени третьим лицом и может ли он требовать отмены торговой марки, которая содержит его имя?
Мы исходим из общедоступной информации, которая не содержит никаких упоминаний о соглашении между Джейн Биркин и Hermès Group, которое бы регулировало порядок и условия использования имени модели при изготовлении сумок с ее именем.
Поиск среди торговых марок TMview позволяет выявить французский товарный знак «Birkin» зарегистрированный в 1997 году для 16 и 18 классов МКТП.
Может ли человек, имя которого ассоциируется и совпадает с торговой маркой требовать отмены ее регистрации на том основании, что способ использования ТМ вводит потребителя в заблуждение, создавая ложное впечатление, что этот человек поддерживает такие товары? При этом человек больше не желает ассоциировать свое имя с неким товаром, поскольку это создает ложное впечатление одобрения товара, маркированного именем этого человека.
Директива 2008/95/EC касательно законов о торговых марках от 22.10.2008 г. в ст. 12(2)(b) предусматривает следующее основание для отмены ТМ: если использование знака его владельцем или другим лицом с согласия владельца приводит к введению в заблуждение относительно природы, качества или географического происхождения товаров или услуг для которых зарегистрирован знак.
Естественно такая формулировка не дает нам ответа на поставленный вопрос и необходимо искать подсказку в европейской судебной практике.
В решении суда по делу Elizabeth Emanuel Европейский суд Справедливости указал, что даже если средний потребитель может считаться, что Элизабет Эмануэль все еще вовлечена в создание дизайна соответствующих товаров несмотря на то, что она уже продала свою компанию и торговую марку, это не способно вводить потребителя в заблуждение касательно качества и происхождения соответствующих товаров.
Получается, что у Джейн Биркин нет шансов запретить использование ТМ идентичной ее имени на том основании, что ей не нравиться, что потребители ошибочно могут подумать, что она поддерживает изготовление сумок из крокодиловой кожи.
Единственный вариант – если модель дала согласие на регистрацию ее имени в качестве торговой марки – ссылаться на ст. 4 (4 (с)(і)) Директивы 2008/95/EC, где одним из оснований для признания торговой марки недействительной является использование более раннего по дате приоритета права на имя.
Благодарю Eleonora Rosati за материал об этом деле.
Ранее мы писали о том может ли украинский дизайнер защитить свои творения от копирования и продажи подделок.
Если вам понравилась публикация — поделитесь ею в соц.сетях, а также подпишитесь на новые статьи нашего блога.
Навігація
Попередня публікація: ← Нова підстава для відмови в компенсації за порушення авторських прав: практика ВГСУ
Наступна публікація: Зустрічний позов в господарському процесі як зловживання правом →