Почему позы для йоги не охраняются авторским правом?
Радостно читать судебные решения, в которых здравый смысл и логика торжествуют над формальными зацепками. Через все решение красной нитью проходят два основоположных принципа: (1) авторское право охраняет не идею (систему, процесс), а оригинальную форму ее выражения; (2) если некая практика имеет сугубо утилитарное назначение, то описание такой практики не может охраняться авторским правом.
Бикрам Чоудури (Bikram Choudhury), знаменитый автор практики «горячей йоги», заработал миллионы обучая тренеров, которые открывали школу йоги по модели франчайзинга. Чтобы защитить комплекс упражнений Чоудури описал в книге последовательность из 26 асан и двух дыхательных упражнений, выполняемых в определенном порядке и зарегистрировал ее как объект авторского права в США.
В июле 2011 г. он подал иск к основателям школы «Evolation Yoga», обвиняя их в нарушении авторских прав путем применения на занятиях разработанной Бикрамом оригинальной последовательности поз (Bikram’s Yoga College of India LP v Evolution Yoga LLC No. 13-55763, D.C. No. 2:11-cv-05506-ODW-SS).
Суд разделил рассмотрение вопроса о том, является ли последовательность поз для йоги объектом авторского права на три части:
(1) допустимо ли способу лечения быть объектом авторского права;
(2) можно ли считать последовательность поз сборником данных;
(3) является ли последовательность поз хореографическим произведением.
Идея и лечебный эффект как причина для отказа
Дихотомия пары «идея/выражения» указывает, что каждая идея, теория и факт в охраняемых авторским правом произведениях становится доступной для использования обществом в момент обнародования (ст. 102 Закона об авторском праве США). Авторское право предоставляет авторам защиту оригинальной формы выражения, но позволяет любому человеку свободно использовать идеи и факты, упомянутые в произведении, гарантируя свободу творчества.
Позы для йоги – это набор физических упражнений, призванный улучшить самочувствие, излечить или избавить от симптомов многих хронических заболеваний. Это указывает на исключительную функциональность, что является самостоятельным основанием для отказа – именно по этой причине не охраняются творения моды. Авторское право охраняет произведения, которые имеют эстетическое, а не утилитарное применение, а Чоудури не смог убедить суд, что позы для йоги настолько прекрасны, что заслуживают охраны.
Суд сравнил требование Чоудури защитить авторское право на лечебное искусство с требованием автора учебника, в котором описаны техники оперативного вмешательства, запретить другим хирургам проводить операции с применением этих методов.
Известны два способа сохранить монополию на способ лечения: (1) держать его в тайне от остальных людей и раскрывать его секрет; (2) получить патент на полезную модель или изобретение.
Авторское право не охраняет идею, что человеческое тело может принять одну за другой некие позы, потому лечебная методика в виде последовательности поз Чоудури не подлежит авторско-правовой охране.
Сборник поз как произведение
Сборник, в понимании Закона об авторском праве США, это произведение, состоящее из существующих материалов или данных, которые отобраны, сгруппированы или организованы таким образом, что результат является оригинальным произведением.
Строгий порядок расположения поз в последовательности, придуманной Бикрамом Чоудури, по его же словам, обусловлен целью этих упражнений – достижением позитивного лечебного эффекта и улучшения самочувствия, что указывает на процесс, а не на оригинальное произведение.
Суд пришел к выводу, что существует множество последовательностей поз, которые могут привести к одинаковому результату – и это не делает их объектами авторского права.
Йога как танец
Всем известно, что танцы охраняются авторским правом, потому неудивительно, что Чоудури воспользовался этим аргументом (ранее мы рассматривали особенности охраны хореографических произведений).
В поисках содержания понятия «хореография» стороны использовали такие определения: «связанная между собой серия танцевальных движений и поз, объединенная единым замыслом»; «композиция подвижных и неподвижных движений тела, объединенных ритмом»; «серия поз и движений тела, объединенных ритмом и обычно исполняемых под музыку».
Суд указал, что хореографическое произведение должно выполнять требования, предъявляемые ко всем объектам авторского права и последовательность поз для йоги, не соответствует критерию «выражение идеи в оригинальной форме», поскольку является идеей, процессом или системой направленной на лечебный эффект.
Призвав на помощь логику и здравый смысл, суд указал, что формулировка «композиция подвижных и неподвижных движений тела» охватывает базовые ежедневные движения большинства людей на Земле. Они не охраняются авторским правом только потому, что формально совпадают с определением танцев – согласованные движения человека не сопоставимы с хореографией (как движения при чистке зубов несравнимы с балетом).
P.S. Если читатель является ценителем жанра судебных решений, здесь вы увидите, как судья цитирует книги по истории йоги и рассказывает, как и кто способствовал ее появлении и популярности в США: от Генри Торо до Мерилин Монро. Также судья разобрался в том, какой вклад в развитие йоги внес Бикрам Чоудури, его школы, книги и сама последовательность поз.
Любопытно, как комментировали это решение юристы из разных стран. Так юрист из Австралии явно недоволен аргументацией суда указывая, что в его стране Чоудури должен был доказать, что последовательность поз – это драматическое произведение с элементами хореграфии.
Если статья понравилась — поделитесь ею и подпишитесь, чтобы первыми получать свежие публикации.
Навігація
Попередня публікація: ← Случайное использование чужого произведения: подход ЕС
Наступна публікація: Встигнути за 365 днів: перешкоди для отримання наказу і виконання рішення →