Челси владеет ТМ Jose Mourinho
Задержка с представлением Жозе Моуриньо на должность нового тренера Манчестер Юнайтед частично связана с переговорами о владении клубом Челси торговой маркой с именем тренера.
Поиск по общедоступным базам показал, что Челси зарегистрировали словесные ТМ «Jose Mourinho» в Британии, ЕС и США для разных классов товаров. Уникальность ситуации в том, что не обнаружено ни одного имени другого тренера британской Премьер Лиги, которое бы стало торговой маркой.
При переходе к манкунианцам стала очевидна проблема — Моуриньо должен был сам стать владельцем одноименной ТМ и выдавать лицензию на ее использование клубу, в котором работает.
В чем негативные последствия сложившейся ситуации с владением его именной ТМ? Челси законно продает сувенирную продукцию с именем и лицом тренера и, если Манчестер захочет делать тоже самое, потребует от последнего купить лицензию на использование торговой марки. Учитывая всемирную известность тренера, желание зарабатывать на его имени у нового клуба вполне предсказуемо.
Допустим стороны не придут к согласию об условиях лицензии — что дальше? Моуриньо может оспаривать законность регистрации клубом Челси ТМ с его именем и требовать либо их отмены, либо передачи ему.
Наверно условия контракта с Челси (если их готовили опытные юристы) предполагают разрешение от тренера клубу использовать его имя в коммерческих целях, включая регистрацию одноименно торговой марки.Такая лицензия должна прекращаться одновременно с расторжением основного контракта с клубом, а тренер должен получать право на выкуп ТМ у клуба, например, за символическую стоимость.
Что касается реализации сувенирной продукции с именем экс-тренера после его ухода в другой клуб — возможны варианты. Иногда клуб получает это право на длительный период, а иногда лишь на несколько месяцев, чтобы продать уже заказанную продукцию.
В качестве ближайшей аналогии британские юристы вспоминают дело 2006 года Elizabeth Florence Emanuel v Continental Shelf Case C-259/04, в котором дизайнер свадебных нарядов Elizabeth Emanuel пыталась запретить использовать ее имя в виде торговой марки компании, в которой она ранее работала и передала права на коммерческое использование своего имени (суд отказал в удовлетворении иска, но не поленитесь почитать обоснование отказа).
Британские спортсмены пользуются юрисдикцией острова Гэрнси (The States of Guernsey) для оптимизации налогообложения доходов от рекламы — там с 2012 года существует уникальный объект image rights.
«Право на образ» — это право, которое призвано охранять использование индивидуального имени, прозвища (псевдонима) изображения, портрета (образа), голоса, подписи, силуэта, отличительных черт личности, лица, движений, звуковых выражений, выражений лица, своеобразной манеры и любых других различительных характеристик или личных качеств лица. Носителем образа могут быть физические лица (в основном – спортсмены), юридические лица, группы лиц и даже выдуманные персонажи.
В споре между Уэйном Руни и его спортивными агентами в 2010 году суд фактически признал право на доходы от образа спортсмена объектом сделки (Proactive Sports Management Limited vs Wayne Rooney, Stoneygate 48).
Вывод: привлечь к составлению спортивного контракта юристов с опытом в интеллектуальных правах выйдет дешевле, чем допустить регистрацию своего имени другому лицу.
Поделитесь заметкой, если она интересна и подписывайтесь, чтобы первыми получать новые статьи.
Навігація
Попередня публікація: ← Кузов Range Rover Evoque как ТМ в Украине и ЕС
Наступна публікація: Покази свідків в господарському процесі як доказ →