3 нетипичных нюанса в договорах франчайзинга
Ранее у нас был пост о 5 типичных ошибках в договорах франчайзинга, но опыт переговоров и создания договоров, а также украинская судебная практика указывают на 3 неочевидных, но очень важных аспекта договоров для успешной реализации бизнес-модели и защиты прав сторон.
- Следить за отзывами клиентов в соц.сетях
Один из главных активов франчайзинга – возможность пользоваться деловой репутацией франчайзора. Бизнес франчайзи под торговой маркой франчайзора может оказывать влияние на всю сеть, потому следует предвидеть ситуации, когда действия франчайзи (некачественный сервис) и реакция потребителей (недовольные клиенты) нанесут вред деловой репутации всей сети и доброму имени франчайзора.
Например, в социальных сетях, форумах и других интернет ресурсах появляются публикации, содержащие негативные отзывы клиентов – пользователей сервиса и потребителей продуктов от франчайзи.
Здесь против репутации франчайзора и его сети работают несколько законов восприятия информации: легче запоминаются плохие отзывы, особенно если они были первыми; пока негативная информация не оспорена, она будет считаться достоверной – если тот, кого обвинили в некачественном сервисе не опровергнул обвинения.
Как решить проблему в договоре?
Установить обязанность франчайзи вести мониторинг публикаций не только в печатных СМИ, но и на крупных веб-сайтах (с большой аудиторией и влиянием в отрасли, включая отзывы на форумах и в соц.сетях). Кроме обязанности находить негативные материалы, нужен механизм реагирования: порядок действий франчайзи и последствия его невыполнения.
Например, франчайзи обязан разобраться в обоснованности жалобы, подготовить ответ и опубликовать его на том же ресурсе; идентифицировать клиента, связаться с ним лично и предложить компенсацию за неудовлетворенность сервисом или товаром (скидку на товар или бесплатную услугу); подать иск об опровержении недостоверной информации.
Ответственность за невыполнение этих обязанностей может быть в форме штрафа (или другой форме наперед согласованного размера компенсации убытков для репутации бренда франчайзинга) и досрочного расторжения договора в одностороннем порядке.
Примером того, как публикация с негативным содержанием повлияла на прекращение договора франчайзинга, а позже одна из сторон пыталась взыскать упущенную выгоду, служит Решение Шевченковского районного суда г. Львова от 20.10.2014 г. по делу №466/4069/13.
- Доверяй, но проверяй
Типичным условием договора франчайзинга – право проводить проверки (как регулярные, так и внеплановые) с целью контроля за соблюдением стандартов качества.
Для того, что механизм проверки работал и достигал своей цели, нужно описать порядок проверки (кто, сколько раз, что нужно предоставить) и документального оформления ее результатов.
Если франчайзор хочет контролировать рекламные активности франчайзи, то оставляет за собой право предварительно согласовывать все рекламные макеты и акции, а иногда их стоимость и контрагента, которого франчайзи выберет в качестве подрядчика.
Как решить эту задачу в договоре?
Предусмотрите право на проведение плановых и внеплановых, а если нужно – негласных проверок (тайный покупатель). Опишите их минимальное количество, например, за один год действия договора, перечень лиц, уполномоченных проводить проверки и документы, подтверждающие их полномочия.
Если во время проверки обнаружены нарушения, франчайзор может дать рекомендации по устранению и улучшению работы бизнеса, составив в письменной форме акт и вручив его руководителю франчайзи. Кроме этого, нужен порядок выполнения предписаний и ответственность за неустранение нарушений (штраф и право на расторжение договора).
Поскольку договор франчайзинга предусматривает множество обязанностей для франчайзи, другая сторона должно иметь возможность следить за их выполнением. Формой фиксации выполнение той или иной обязанности может быть протокол или акт с подписями двух сторон (и порядок действия, если другая сторона отказывается его подписать).
Прекрасно иллюстрирует договорную практику в части проверок при франчайзинге Постановление ВХСУ от 15.12.2014 г. по делу №910/12804/13.
Но как фиксировать факты нарушения или ненадлежащего выполнения обязанностей?
Универсальным способом фиксации нарушений является фотографирование факта нарушения. Но уязвимым местом фотографии будет возможность оспорить место и время ее совершения, а также ее отношение к конкретному франчайзи. Пример того, как влияет порядок фиксации нарушений изложен в Решении Хозяйственного суда Львовской области от 19.02.2013 г. по делу №5015/4018/12.
- Скрытая угроза совместного владения ТМ
Франчайзи перед заключением договора следует тщательно проанализировать комплекс интеллектуальных прав, которыми владеет франчайзор, и которые станут предметом договора. Обратите внимание на совместное владение исключительными правами на торговую марку.
Чем это может быть чревато для франчайзи?
Если у ТМ два и более владельца, каждый из них может предоставлять лицензию только при условии получения согласия от всех остальных совладельцев (ч. 3 ст. 16 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»). Хотя договор коммерческой концессии не идентичен лицензионному договору, весьма вероятно, что суд применит эту норму по аналогии – ведь в предмет договор франчайзинга почти всегда входит разрешение на использование ТМ.
Обнаружив имена других совладельцев ТМ, будущий франчайзи должен потребовать их письменное согласие на заключение франчайзором договора коммерческой концессии в части разрешения на использование ТМ (отсутствие согласия грозит признанием договора недействительным).
Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» в ч. 8 ст. 16 требует, чтобы в лицензионном договоре присутствовало условие, что качество товаров и услуг, изготовленных или оказываемых по лицензионному договору, не было ниже, чем качество товаров и услуг владельца самой ТМ и владелец будет осуществлять контроль за исполнением этого условия.
Представьте себе, что у одного совладельца ТМ требования к качеству товаров и услуг отличаются от требований другого совладельца. Закон не запрещает двум совладельцам ТМ самостоятельно и независимо друг от друга лицензировать третьих лиц, при этом не понятно, как франчайзи реагировать на претензии от другого совладельца касательно качества товаров и услуг.
Если статья полезная — поделитесь ею в соц.сетях и подписывайтесь, чтобы первыми читать новые публикации.
Навігація
Попередня публікація: ← Как алфавит разбирают на торговые марки (McDonald’s v MacCoffee)
Наступна публікація: Цивільні чи трудові: майже гамлетівське питання →