Как из-за ошибки появился жанр фильмов о зомби
Это история о том, как фильм «Night of the Living Dead» (Ночь живых мертвецов) мгновенно перешел в общественное достояние, почему так произошло и чем это закончилось для его создателей (здесь я нашел исходный материал для заметки).
Итак, в кинопрокат вышел культовый фильм о зомби (хотя тогда это слово еще не приобрело популярность). Изначально он получил название «Night of the Flesh Eaters», но буквально перед днем премьеры название поменяли на всем известное.
Однако дистрибьюторы проката впопыхах забыли напечатать на афишах одну маленькую фразу – copyright notice.
Закон об авторском праве США 1976 года (вступил в силу с 01.01.1978 г.) устранил фатальные последствия (не)размещения уведомления об охране произведение авторским правом, но релиз фильма произошел в 1968 году.
В этот момент в США действовал Закон об авторском праве 1909 года, статья 9 которого гласила:
«Any person entitled thereto by this title may secure copyright for his work by publication thereof with the notice of copyright required by this title; and such notice shall be affixed to each copy thereof published or offered for sale in the United States by authority of the copyright proprietor»
Эта норма обросла прецедентами, которые однозначно повторяли вывод: если автор при публикации не выполнил требования Закона о размещении copyright notice, авторское право на произведение не возникает (United Thrift Plan v. National Thrift Plan, 34 F.2d 300 (E.D.N.Y. 1929). US Copyright Office детально рассказывает о судьбе произведений, которые опубликованы до 01 января 1978 года без правильного copyright notice или с какими-либо дефектами в нем.
Кажется, что иногда принципиальность вопроса доходила до абсурда «the copyright invalid because the copyright proprietor’s name as given in the notice of the copyright was not the proprietor’s true name, but a trade-name, which is forbidden by the New York laws» Haas v. Leo Feist, Inc. (D. C.) 234 F. 105.
Цена ошибки – мгновенный переход аудиовизуального произведения в режим общественного достояния и отсутствие у сценариста и режиссера George Romero права требовать вознаграждении за воспроизведение копий фильма (только кинопрокат принес более 30 млн дол.).
Популярность фильма породила множество производных произведений (“derivative works”), создателям которых не нужно были покупать права, ведь произведение перешло в общественное достояние: любое лицо могло свободно использовать как сценарий, так и персонажей фильма. Можно утверждать, что благодаря ошибке, стало возможным повторение ключевых элементов фильма и приобрел популярность жанр фильмов о зомби. Однако автор сценария, на волне популярности своего детища, снял несколько фильмов и собрал неплохую кассу – конечно, разместив правильный copyright notice.
Нужно ли украинскому автору проставлять знак авторского права на произведение и что это даст? Все просто – например, если на загруженное в сеть фото нанести watermark (© Tomarov, 2016), автор сможет ссылаться на презумпцию авторства, установленную ст. 11 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах».
Презумпция авторства освобождает истца от бремени доказывания, что ему принадлежат авторские права на спорное произведение и переносит его на ответчика, который должен предоставить доказательство опровергающее презумпцию (мы детально рассказали об этом и других доказательствах авторства).
Страничка, где детально рассказано и показано как US Copyright Office рекомендует размещать copyright notice. Его наличие на экземпляре произведения все еще важно для успешной судебной защиты авторских прав в США.
Если заметка понравилась — поделитесь ею и подписывайтесь на наш блог.
Навігація
Попередня публікація: ← Имя знаменитости как ТМ: согласие post mortem
Наступна публікація: Make mistakes great again! →