Коммерческое использование права на изображение (image rights)
Летом 2016 года появилась новость о приговоре Лионелю Месси, который был осужден за уклонение от уплаты USD 3,2 млн налогов с доходов, полученных от использования имиджевых прав. Аналогичный случай произошел несколькими месяцами ранее с его партнером по клубу и сборной – Хавьером Маскерано.
Знаменитости обладают ценным активом – объектом, который не укладывается в традиционную систему гражданского оборота. В этой статье мы попытаемся разобраться в том, что такое имиджевые права и почему они так важны для каждого спортсмена и знаменитости.
Концепт имиджевых прав (image rights)
Выдающиеся спортивными результатами атлеты извлекают максимальную выгоду от своей узнаваемости, участвуя в рекламных кампаниях. Доходы от такой активности значительно превышают доходы от спортивной деятельности.
Право на использование имени знаменитости, ее изображения, образа, узнаваемости, репутации на сегодняшний день принято квалифицировать как имиджевые права.
Правовая природа этого понятия изначально публична и заключается в фундаментальном праве каждого человека использовать собственное имя и изображение по своему усмотрению. Постепенно это право приобретает экономическую составляющую и становится объектом гражданского оборота.
Признание и защита имиджевых прав в судебной практике США и Великобритании
В США концепция имиджевых прав охватывается конструкцией «right of publicity», которая защищает от несанкционированного коммерческого использования имени и образа.В деле Davis vs. Electronic Arts Inc. 2015 суд отметил, что использование ответчиком образов профессиональных игроков в американский футбол в серии видеоигр Madden NFL не является случайным, потому что это – главная коммерческая цель Electronic Arts. Эта позиция подтверждена Верховным Судом США, но рассмотрение дела по существу продолжается.
В Великобритании имиджевые права тоже получают судебную защиту.
В деле Proactive Sports Management Limited vs Wayne Rooney 2010 суд оценивал справедливость договора о распоряжении имиджевыми правами, который футболист заключил на заре спортивной карьеры. Суд, сочтя неприемлемыми условия о предоставлении компании-менеджеру права на использования имени и образа футболиста и прибыли от такой деятельности, отметил, что в целом такие договоры стали общепринятой и приемлемой формой коммерческих отношений.
В деле Robyn Rihanna Fenty vs. Topshop 2015 суд признал продажу ритейлером футболок с изображением поп-дивы нарушением ее имиджевых прав, хотя такого понятия в английском праве не существует. Суд акцентировал внимание обладателей имиджевых прав на необходимости прибегать к договорному урегулированию их использования: «a celebrity seeking to control the use of his or her image must therefore rely upon some other cause of action such as breach of contract, breach of confidence, infringement of copyright or, as in this case, passing off».
В другом деле, NVA Management Limited vs. Obafemi Martins 2010 суд, рассматривая спор, руководствовался указанным в договоре определением «image rights»:
«Все юридические права, право на доходы и деловая репутация, которые существуют в отношении использования, извлечение доходов, воспроизведения или ассоциации с тем или иным образом персональных атрибутов игрока, включая без ограничения имя, псевдоним, инициалы, автограф, карикатуры, заявления, биографии, характеристики, признания, фотографии, видео, кино или звукозаписи, голоса, воспроизведение изображения и образ и/или созданное с помощью компьютера или анимированное изображение, или любые другие значения признания или идентификации, внешний вид.».
В доменном споре Michael James Owen and Owen Promotions Limited vs. Alliance of Enfield 2006 суд подтвердил право футболиста на имя и обозначение, которое совпадало со спорным доменным именем. Суд констатировал, что: «Michael Owen’s successful career and profile have led to his image rights becoming a valuable commodity in terms of advertising, endorsements and merchandising.».
Еще одним примером признания имиджевых прав в судебной практике Британии можно назвать дело пилота Формулы-1 «Scuderia Ferrari» Эдди Ирвайна против радиостанции TalkSport – Irvine & Ors. vs. TalkSport Ltd. 2003. Суд признал незаконным использование радиостанцией искаженного изображение Эдди Ирвайна в рекламных целях, так как спортсмен не давал согласие на такое использование. Интересно, что суд применил другое определение права спортсмена на имя и изображение – «hot property».
Bailiwick of Guernsey
Гернси – остров, расположенный в проливе Ла-Манш в составе Нормандских островов и пребывающий под юрисдикцией Британской короны – малоизвестный и, на первый взгляд, ничем не примечательный.
Особенность Гернси – в существовании уникальной регистрационной системы имиджевых прав, действующей на основании 137-страничного The Image Rights (Bailiwick of Guernsey) Ordinance, принятого в 2012 году.
Указанный нормативный акт является фундаментальным документом и покрывает целый пласт вопросов, связанных с процедурой регистрации и использования имиджевых прав.
Понятие «image» в упомянутом Ордонансе включает:
- имя лица [это может быть и юридические лица, и вымышленные персонажи] или любое другое имя, благодаря которому оно известно;
- голос, подпись, образ, внешний вид, силуэт, особенности, лицо, выражения (вербальные или же выражения лица), жесты, манеры и любые другие отличительные характеристики или свойства;
- любую фотографию, иллюстрацию, изображение, картину, движущееся или электронное изображение, иное представление о конкретном лице, и никаком другом лице, за исключением тех случаев, когда это другое лицо не идентифицировано или не выделено в связи с использованием изображения.
Имиджевые права в Guernsey зарегистрировали, в частности, Manuel Pellegrini (чилийский футбольный тренер) и Michael Owen (английский футболист).
Так право на имя и изображение с развитием спортивной индустрии и шоу-бизнеса монетизировалось и стало полноценным объектом гражданского оборота, который позволяет селебрити торговать им и получать доход от узнаваемости.
Если обзор понравился — поделитесь им и подписывайтесь, чтобы первыми читать новые статьи.
Навігація
Попередня публікація: ← Пародия на ТМ: практика ЕС и США
Наступна публікація: Деконструкция персонажа →