Чей это знак?
В декабре 2016 года Пекинский суд оставил в силе решение об отказе в регистрации международных торговых марок №1260455 (для товаров 09 класса – компьютеры и другие девайсы) и №1258711 (для товаров 14 класса – часы), которое приняло патентное ведомство Китая в августе прошлого года.
Ранее мы рассказывали о патентах Apple: отмене патента на функцию разблокировки экрана айфона (slide-to-unlock) и знаменитом спор с Samsung о graphic user interface и взыскании многомиллионных убытков, но в этом посте речь об изображении рабочего экрана apple watch.
Основание для отказа: отсутствие различительной способности, но в редкой форме – знак слишком сложен, чтобы потребитель смог идентифицировать его с конкретным производителем.
Обычно с такой формулировкой отказывают слишком простым обозначениям, например, если заявлена одна буква, один цвет и другие простые элементы. Частным случаем отсутствия различительной способности является функциональность, которая присуща товару.
В случае с экраном apple watch суд обратил внимание, что знак состоит из множества мелких изображений (иконок), каждая из которых указывает на определенную функцию товара и общий внешний вид обозначения слишком сложен для потребителя.
Apple столкнулся с таким основанием для отказа в нескольких странах (Куба, Испания, Индия, Сирия и Антигуа и Барбуда), но успешно их преодолел, предоставив доказательства, что знак приобрел различительную способность в результате фактического использования.
Однако убедить Пекинский суд этими же доказательствами Apple не смог.
Но я хочу обратить внимание на функциональность знака.
Закон запрещает регистрировать описательные знаки, поскольку они должны быть доступны для использования всем участникам рынка тех или иных товаров/услуг. Иначе несколько крупных конкурентов зарегистрируют отдельно каждую букву, цифру, цвет и форму товара, обменяются лицензиями и закроют рынок для остальных.
Apple регистрирует каждую иконку, из которой состоит рабочий экран apple watch, потому давайте присмотримся в ним внимательнее: часы, музыкальный плеер, электронная почта, календарь, сообщения, звонки, секундомер, карта/навигация, физические нагрузки – все они явно указывают на функцию, которую выполняет устройство.
Это элемент usability графического интерфейса от Apple, но можно ли одному производителю дать исключительное право на знак с телефонной трубкой?
Не удивительно, что во многих странах компания получает отказ с одной и той же формулировкой – обозначения является описательным и лишено различительной способности, состоит из изображения обычных товаров или геометрических фигур.
Китай среди лидеров по отказам – там последовательно не допускают регистрацию ни отдельных иконок, ни их подборок в виде экрана рабочего стола айфона, айпада и теперь apple watch. Конечно же часть иконок достаточно нестандартные, чтобы получить регистрацию.
В случае с рабочим столом яблочных часов, мне кажется, что различительная способность у знака появилась несмотря на функциональность и тем более — сложность знака, потому что он позволяет идентифицировать производителя товара.
Любопытно, что попытку зарегистрировать дизайн часов как плоское изображение поддержали многие патентные ведомства (международная ТМ №1275395 для товаров 09 класса), а Норвегия усмотрела функциональность знака и непригодность для потребителя идентифицировать происхождение.
Если пост понравился — поделитесь и подписывайтесь на наш блог.
Навігація
Попередня публікація: ← Монополія патентних повірених — обговорення законопроекту
Наступна публікація: Світло Шахтаря та інші комерційні найменування →